Магистратурага кирувчилар учун махсус фанлар бўйича тест саволлари

Магистратура мутахассислиги шифри: 5A111301 – Она тили ва адабиёти: рус тили

  1. Лексическую систему языка в ее развитии изучает …            
  2. Слова, свойственные речи людей, связанных общими интересами, общим возрастом, времяпрепровождением, называются…
  3. На использовании какого явления основан каламбур: Муж по дрова – а жена со двора?
  4. Теорией и практикой составления словарей занимается…
  5. Подберите синоним к прилагательному в словосочетании древнерусская лексика       
  6. Из какого языка заимствованы слова либретто, соната, тенор?
  7. Зипун, боярин, городовой – это
  8. Приказчик, урядник, волость – это
  9. Определите тип переноса значения: вдеть нитку в иглу
  10. Найдите однозначное слово.
  11. По какому признаку произошел перенос значения в выделенных словах: набор персонала – набор инструментов?        
  12. Подберите синоним к прилагательному в словосочетании семантические синонимы
  13. Найдите лишний фразеологизм
  14. Какой из фразеологизмов не совпадает со свободным словосочетанием?
  15. Какой из фразеологизмов соотносится с глаголом?
  16. Какой из фразеологизмов соотносится с наречием?
  17. По какому признаку произошел перенос значения в выделенных словах: свинцовая пуля – свинцовые тучи?    
  18. Определите тип переноса значения: Золотые очки отвернулись.
  19. Найдите лишний фразеологизм
  20. Какой из фразеологизмов соотносится с прилагательным?         
  21. Отметьте слово, в котором реализуется  фонема <с>         
  22. Укажите звук, соответствующий следующему описанию: шумный глухой, палатализованный, переднеязычный, зубной, взрывной
  23. Определите вариант, в котором правильно произведено членение фразы (//) на такты (/) и выделено логическое ударение
  24. Что является объектом изучения фонологии?         
  25. Что является объектом изучения орфографии?
  26. Описание звуков речи с точки зрения участия работы тех или иных органов речи называют
  27. О каком акустическом признаке идет речь: «это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок»?
  28. Определите, в каком предложении есть энклитика
  29. Найдите неверное суждение:     
  30. Укажите ряд, в котором наблюдается озвончение звуков
  31. Определите вариант, в котором правильно произведено членение фразы (//) на такты (/) и выделено логическое ударение
  32. Найдите правильный вариант деления слова на слоги
  33. В каком варианте правильно поставлено ударение?
  34. Определите, какой фонетический процесс наблюдается в словах: стружка, подружка
  35. Фонемы, которые не бывают в сильной позиции и проверить их фонологическое качество нельзя, называются
  36. О каком принципе орфографии идет речь: «это такой принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором фонемы слабых позиций обозначаются буквами на основе прямой связи: фонема – адекватная ей буква»?
  37. Определите количество звуков [м] в предложении Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом жестким, как песок      
  38. Определите количество звуков [л] в предложении Утомленные ночлегом, шли бойцы из всех берлог греться бегом, мыться снегом, снегом жестким, как песок      
  39. Работа органов речи, направленная на производство звуков, называется…
  40. Ослабление или нейтрализация определенных признаков звуков при переходе их из сильной позиции в слабую называется…
  41. Укажите ряд, в котором слова различаются по количеству звуков
  42. Укажите слова, в которых наблюдаются варианты ударений
  43. Значимая часть слова, минимальный знак, который в составе слова обладает вещественным или грамматическим значением, называется…
  44. В каком слове все слоги открытые?
  45. Определите слова с непроизводной основой
  46. Найдите слова с производной основой
  47. Определите способ образования слов наездник, разболеться            
  48. В какой строке слова не являются сложными?
  49. Словоформа – это…
  50. Укажите словоформы, грамматическое значение которых выражается синтетическим способом
  51. В каком случае грамматическое значение выражено супплетивизмом
  52. Что такое морфемный состав слова?
  53. Укажите ряд существительных мужского рода
  54. Определите строку, в которой даны разные формы одного и того же слова.
  55. В каком слове есть суффикс -щик       
  56. Они растут в том будущем, о котором мечтал А.П. Чехов. Определите часть речи выделенного слова:
  57. В силу сложившихся обстоятельств мы не смогли поехать к морю. Определите часть речи выделенного слова:
  58. Раз собрались ребята в лес посмотреть, не поспела ли малина. Определите часть речи выделенного слова:
  59. Мы пошли вокруг дома. Определите часть речи выделенного слова:
  60. Идущий по дороге человек странно выглядел. Определите часть речи выделенного слова:
  61. Укажите ряд существительных мужского рода:
  62. Укажите ряд существительных женского рода:
  63. Укажите, в каком ряду от всех глаголов нельзя образовать страдательные причастия настоящего времени:
  64. Укажите, в каком ряду все слова являются неизменяемыми:
  65. В каком из приведенных имён собственных в Тв.падеже ед.ч. пишется окончание –ом?
  66. Какое из приведенных имен существительных имеет в Тв.пад. ед.ч. окончание –ем?
  67. Какие синтаксические единицы принято выделять на современном этапе?            
  68. Слова каких частей речи могут примыкать?
  69. В каком простом предложении сказуемое является простым глагольным?
  70. Где использован обстоятельственный детерминант?
  71. Какое из предложений является односоставным?
  72. Какое односоставное предложение является инфинитивным?            
  73. Чем выражен предикатив в предложении «Нет худа без добра»?
  74. Где простое предложение является нераспространенным?
  75. Какой тип придаточного характерен для предложения: Он смотрел в ту сторону, откуда слышалась музыка?
  76. В каком бессоюзном сложном предложении реализовано условно-временное значение?
  77. В каких сложноподчинённых предложениях реализованы отношения атрибутивно-выделительные?
  78. Для какого бессоюзного сложного предложения характерна моносубъектная структура?
  79. Каким по происхождению является слово «синтаксис»?
  80. Что изучается в синтаксисе?
  81. Какие типы сочетаний слов принято выделять?
  82. Какая связь лежит в основе словосочетания?
  83. Какое из предложений является вопросительно-риторическим?
  84. Какое односоставное предложение отличается от других способом выражения предикатива?
  85. В каком предложении нет несогласованного определения?
  86. Какой тип обстоятельства характеризуется тем, что функционирует при глаголе движения и выражается инфинитивом?
  87. Какая связь реализуется между однородными членами и тем словом, от которого они зависят?
  88. Какая связь реализуется между однородными членами и тем словом, от которого они зависят?
  89. В каком ряду представлены адвербиальные словосочетания?
  90. В каком предложении нет однородных членов?
  91. В каком сложносочиненном предложении, кроме противительного, выражено и уступительное значение?
  92. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании
  93. Найдите двусмысленное предложение.
  94. Укажите числительное, в склонении которого допущена ошибка.
  95. Укажите существительное, у которого  форма родительного падежа множественного числа  образована правильно.
  96. Укажите словосочетание с грамматической ошибкой (неправильно определён род аббревиатуры).            
  97. Укажите, в каком ряду все слова в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание.   
  98. Определите предложение, в котором правильно употреблен деепричастный оборот.           
  99. Найдите ВЕРНЫЙ вариант      
  100. Какие гласные были долгими в древнерусском языке?
  101. Назовите причину образования носовых гласных.
  102. Когда происходил процесс лабиализации?
  103. После какого согласного происходила лабиализация?            
  104. Под действием какого закона наблюдались древнейшие смягчения согласных?
  105. Какие согласные были всегда твердыми?
  106. Найдите слова с носовыми гласными.
  107. Что такое аканье?
  108. Когда стала формироваться категория глухости – звонкости  согласных  в древнерусском языке?  
  109. Какие местоимения имели краткие или энклитические формы?            
  110. В каких падежах встречаются энклитические формы местоимения?
  111. Какие глаголы могли выступать в качестве глагольной связки в будущем сложном I?
  112. Когда использовался суффикс –ахъ?              
  113. Какие основные нормативно-правовые документы существуют для дошкольного, общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования?
  114. Дайте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения».
  115. По какому принципу расположен учебный материал в программе по русскому языку?
  116. К какому циклу заданий относятся следующие: произносите правильно, составьте с данными словосочетаниями предложения, подберите антонимы.
  117. На уроках работы над ошибками учащихся проводится работа по исправлению и объяснению ошибок у школьников, как в устной, так и в письменной форме. К какой группе относятся данные уроки?
  118. Формирование какой компетенции предполагает обучение нормам родного языка и умениям пользоваться этими нормами в речи?
  119. Как называется основная форма закрепления знаний в преподавании русского языка?
  120. Как называется современный подход к обучению русскому языку на основе межличностного общения?
  121. Упражнение, при выполнении которого требуется найти слова определенной части речи, относится к методам, формирующим
  122. При морфологическом разборе важно понимание различий между:
  123. К орфографическим умениям и навыкам не относится:
  124. Как называется результат познания действительности, проверенный практикой?
  125. Лексическая ошибка допущена в сочетании…
  126. Найдите предложение, в котором нет речевой ошибки.
  127. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
  128. В каком ряду допущена контаминация (смешение) фразеологизмов?
  129. Выберите грамматически правильное продолжение предложения: Разгадывая головоломки,              
  130. Укажите предложения без речевых и грамматических ошибок.             
  131. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
  132. Определите тип ошибки: «Я ехал цветущей долиной, окруженными домами».
  133. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
  134. Укажите, в каком предложении есть пунктуационная ошибка.
  135. Какой частью речи выражено сказуемое в предложении: Мне весело?
  136. Какая часть речи употребляется в предложении в качестве вводных слов?
  137. Конфикс – это…
  138. Существительное сероглазница …
  139. Совокупность словообразовательных типов с общим деривационным значением в отвлечении от конкретного дериватора называется …
  140. Укажите способ образования слова бездна
  141. Через дефис пишутся слова
  142. Как называется процесс, в результате которого происходит перемещение границ между морфами?
  143. Едва его кудрявая голова поднялась над палубой француз выстрелил. Знаки препинания?
  144. Она смотрела на оранжевое пятно лампы, тревожно думая: что же теперь будет? Объясните употребление двоеточия.
  145. Какой вид письменности лёг в основу кириллицы?
  146. В пределах чего действовал закон слогового сингармонизма?
  147. Сколько палатализаций испытывали заднеязычные согласные?
  148. По какому принципу выделились типы склонения в старославянском языке?            
  149. Какие местоимения могли иметь краткие ( энклитические) формы?
  150. Сколько временных форм имел старославянский глагол?
  151. К какому типу научных дисциплин относится палеография?
  152. Кто ввел термин «плетение словес»?
  153. Когда произошел распад индоевропейского языка – основы?
  154. Укажите выражения, которые употребляют в украинском языке при благодарности.
  155. Соотнесите правильно столицы и государства: Хорватия, Сербия, Словакия –
  156. Выберите верное утверждение
  157. Традиционно в основу классификации славянских народов кладется
  158. Укажите мертвый славянский язык
  159. Определите характерную особенность фонетики польского языка
  160. Исключите лишнее: «К особенностям чешского языка относятся:
  161. Укажите правильное соответствие языков следующим написаниям: корова, krowa, kráva
  162. Когда завершился процесс перехода праславянского языка и его диалектов в самостоятельные языки?
  163. Что взял за основу периодизации праславянского языка Г.А.Ильинский?
  164. Что взял за основу периодизации праславянского языка С.Б.Бернштейн?
  165. По какому принципу выделились типы склонения в старославянском языке?
  166. Найдите правильное определение старославянского языка.
  167. Система языковых средств, которая используется в определенной сфере общественной жизни, – это…
  168. Неверно высказывание
  169. В каком словосочетании тип связи слов – управление?
  170. Какое предложение является простым?
  171. В каком предложении есть однородные члены?
  172. Какое предложение является сложным?
  173. Какое из предложений является сложносочиненным
  174. Какие сочетания слов являются словосочетаниями?
  175. К словосочетаниям со значением «действие и его признак» можно отнести словосочетания:
  176. В каких односоставных предложениях предикатив выражается словом категории состояния?
  177. Внешними по отношению к языку факторами можно объяснить следующие процессы и явления
  178. К безэквивалентной лексике относят
  179. В социолингвистике язык изучается как
  180. Тезаурус – это
  181. Узус – это
  182. Буква в слове, часть слова, где возникает опасность ошибки, называется
  183. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания?
  184. Набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса – это
  185. Каковы цели этапа актуализации опорных знаний на уроке?
  186. По какому признаку определяется тип и структура урока?
  187. Какая из указанных целей обучения русскому языку является практической?
  188. Какая из указанных целей обучения русскому языку является познавательной?
  189. С каким событием связывается распространение старославянского языка на территории Древней Руси?
  190. В каких двух типах существовал древнерусский литературный язык?
  191. В каких жанрах выражался старославянский язык?
  192. Какой стиль развивается в литературе под влиянием второго южно славянского влияния?
  193. Кто прославился в стиле плетения словес?
  194. Какой вред нанесла намеренная архаизация русского литературного языка в эпоху Московской Руси?
  195. Какая тенденция является ведущей в развитии РЛЯ Московского периода?
  196. Слово, не входящее в ряд однокоренных. 
  197. Укажите слово, которое не является формой слова «праздник»            
  198. Найдите слово, соответствующее схеме: приставка-корень-суффикс-окончание
  199. Это слово образовано путем сложения начальных звуков
  200. Чередующиеся гласные в корне